Определение информации
Понятие «информация» произошло от латинского informatio, что означает: а) ознакомление; б) представление; в) понятие (в прямом значении этого слова, то есть - взятие нового, соотнесение со старым знанием). В этом смысле значение слова информация приближается к смыслу слова знание, о чем говорит и трактовка этого слова А. Преображенским в его «Этимологическом словаре русского языка»: Основное значение - понимать. Представляется, что именно такое объяснение широкоупотребительного слова информация поможет полнее раскрыть смысл этого феномена.
С рациональной точки зрения понятие «информация» определил Н. Винер: «информация» – это информация, а не энергия и не материя. Отсюда следует, что информация – это мыслительный конструкт, явление, имеющее существование только в сфере научного познания.
В общественных науках получила распространение дефиниция В.Г. Афанасьева, о том, что «информация» представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлечены в орбиту общественной жизни.
С.И. Ожегов определил информацию как: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. В этой интерпретации информации – это некий синоним понятия «знание». Это выводит информацию за пределы научного познания, и оставляет только в виртуальном пространстве.
Так что же такое информация? Дать однозначную интерпретацию феномена информация, скорее всего, не удастся никому. И, тем не менее, попытки подобного рода производились, производятся, и будут производиться. Совокупность этих попыток — это пока все, что мы имеем на сегодняшний день.
В теологии информация толкуется как нечто сверхъестественное, трансцендентальное. Неопозитивисты и экзистенциалисты учат, что она — субъективный феномен. В кибернетике, науке о самоуправляющихся машинах, которая получила широкое распространение в последней трети XX столетия, информация выступает как одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими ее атрибутами, как движение, время и пространство. В коммуникативистике информация приобретает значение властной силы — товарно-экономической, политической и пр. Кроме того, информация — это еще и источник человеческого и социального развития, совокупность сведений, передаваемых людьми друг другу устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, жестов и технических средств различных типов). Она же — одно из измерений, в котором протекает жизнь человека, отраженное разнообразие, а также — парадокс, т.е. такое понятие, любое высказывание о котором может быть равным образом доказано как истина и как ложь.
Существенную роль в выяснении природы информации сыграло изучение количественного аспекта информации. Теория информации, созданная К.Э. Шенноном и Н. Винером, использовала для этого статистико-вероятностные представления, то есть характеризовалась вероятностной мерой, степенью снятия, уменьшения неопределенности. Одновременно понятие информации расширилось, теперь она характеризовала не только аспект человеческого общения, но и все коммуникативные явления в технических и естественных науках.
Наиболее непримирим по отношению к термину «информация» А.В. Соколов. По его мнению, информация — это инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого перемены, и зависят от изучаемых коммуникационных и организационных явлений. Говоря попросту, информация — это информационный подход к коммуникации и организации. Информация и информационный подход образуют единство, состоящее в том, что информационный подход обязательно связан с использованием понятия информации, а информация не существует вне информационного подхода.
Глубокие споры, которые ведут ученые, будут очевидно продолжаться и далее, но это никак не мешает специалистам и обычным гражданам повсеместно использовать сугубо теоретическое понятие «информация», для решения конкретных практических проблем. Этой нелогичной ситуацией не стоит поражаться, ведь «время» - это тоже мыслительный конструкт, не существующий в природе. Но в его существовании никто не сомневается и более того на Земле материальных приборов, созданных для его измерения, не меньше чем живущих на ней людей.
Исходя из этого феномена, в дальнейшем автором учебника термин информация будет использоваться как квазиреальность, позволяющая объяснять, понимать и организовывать рекламные технологии, таким образом, чтобы они воспринимались социумом в целом и отдельными его представителями, как объективная реальность, данная им в ощущениях.
Похожие работы:
- Определение информации
Понятие «информация» произошло от латинского informatio, что означает: а) ознакомление; б) представление; в) понятие (в прямом значении этого слова, то есть - взятие нового, соотнесение со старым знан...
- Определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, и определение достаточности доказательств по делу
Обращает на себя внимание общая направленность двух из четырех целей предварительного судебного заседания. И определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела,...
- Способы доведения информации до потребителя. Правовое регулирование рекламы как особой формы доведения информации о товарах (работах и услугах)
Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что рассмотренные категории информации могут быть переданы до потребителя определенными способами.
Информация об изготовителе (исполнителе, пр...
- Определение документа
Появление документа – явление жестко социально обусловленное и государственно детерминированное. Документ потребовался обществу для придания информации новых свойств, не свойственных догосударственным...
- Определение коммуникации
Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communication — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в х...